Версия для слабовидящих

О специальной оценке условий труда

18.08.2014

СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА

Специальная оценка условий труда - является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Что дает специальная оценка условий труда рабочих мест?

1.     Это обязательное выполнение требований  ст.212 Трудового кодекса Российской Федерации.

2. Обоснование льгот и компенсаций за работу с опасными и вредными условиями труда. Снижение налогов на фонд заработной платы работников предприятий по результатам специальной оценки условий труда рабочих мест. По результатам специальной оценки условий труда рабочих мест и с учетом показателей профессионального риска на предприятии может быть проведен расчет компенсационных выплат и их отражение в локальных актах, включая коллективный договор и трудовой договоры. Начисленные в составе заработной платы компенсационные выплаты не подлежат обложению единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц.

3. Получение фактической картины состояния условий труда на рабочих местах для проведения необходимых конкретных мероприятий с целью улучшения и оздоровления условий труда. Одним из конечных результатов специальной оценки условий труда рабочих мест является план мероприятий с конкретными предложениями по улучшению условий труда на рабочих местах. Государственная инспекция труда включает надзорно-контрольные мероприятия за реализацией работодателями плана по улучшению и оздоровлению условий труда в годовой план работы гострудинспекции, который до 1 ноября направляется на согласование в прокуратуру Тюменской области и в дальнейшем размещает на сайте Генеральной прокуратуры РФ.

4. Прохождение медосмотров и лечение работников, приобретение средств индивидуальной защиты за счет средств фонда социального страхования (ФСС). Если в процессе специальной оценки условий труда рабочих мест выяснится, что для улучшения условий труда и сохранения здоровья работников требуется приобретение приборов контроля, лечение, то сделать это можно не только за счет средств предприятия, но и за счет средств ФСС (предприятие может вернуть на эти цели до 20% средств, перечисленных им в ФСС на основании постановления Правительства РФ № 360 от 07.06.2005г.).

5. Обоснование расходов, необходимых для дополнительного улучшения условий труда работающих (дополнительная спецодежда, средства защиты и пр.) с отнесением этих затрат на себестоимость продукции Известны случаи, когда налоговые органы по результатам проверок накладывали на предприятия довольно значительные штрафы за необоснованное предоставление льгот, компенсаций, СИЗ, так как на предприятии не была проведена специальная оценка условий труда рабочих мест (являющаяся основанием для таких льгот) и не был разработан локальный акт, регламентирующий обоснование предоставления этих льгот работникам.

6. Получение скидок до 40 % к страховым тарифам, оплачиваемым организацией по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (постановление ФСС от 05.02.2002 г. № 11). В соответствии с действующим налоговым законодательством процентная ставка налога по страхованию от несчастных случаев на производстве зависит от категории, к которой отнесено предприятие по степени профессионального риска. Однако не все работодатели знают, что внутри этой категории им могут уменьшить до 40% ставку этого налога, если на предприятии обеспечены безопасные условия труда. А доказательством того, что на предприятии обеспечены безопасные условия труда, является специальная оценка условий труда рабочих мест.

7. Можно ли заставить работодателей уделять больше внимания улучшению условий охране труда? В настоящее время производственная деятельность организаций осуществляется в условиях конкуренции, выхода на мировой рынок труда. Работодатели заинтересованы в повышении производительности труда, качестве работы, в укреплении трудовой и технологической дисциплины, что невозможно без сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, без снижения затрат на оплату листков нетрудоспособности и возмещения ущерба по травмам и профзаболеваниям. Специальная оценка условий труда рабочих мест является основой сертификации работ по охране труда, что станет обязательным для успешной конкуренции после вхождения России в ВТО.

8. Согласно КоАП РФ (часть 2 статья 5.27.1.) - нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 60 тысяч до 80 тысяч рублей.

Правонарушения охватываемые составами административных правонарушений предусмотренных ст. 5.27.1 КоАП РФ, в том числе по части 2, посягают на право отдельно взятого гражданина-работника (а не на группу лиц)  который находится под приоритетной защитой Российской Федерации.

Принимая во внимание объект посягательства, а именно соблюдение требований охраны труда, то противоправное поведение ответственных лиц заключается в пренебрежительном отношении к исполнению своих обязанностей, выражающееся в нарушении закреплённого в ст. 37 Конституции Российской Федерации право гражданина, а в данном случае работника, на право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, которое включает в себя и обязательный медицинский осмотр, обучение и проверку знаний требований охраны труда, ознакомление с условиями труда на рабочем месте работника по результатам проведённой специальной оценки условий труда, обеспечения работника средствами индивидуальной защиты и другое предусмотренное императивными нормами ст.ст. 22 и 212 Трудового кодекса Российской Федерации.

По результате факт нарушения работодателем требований охраны труда определённых трудовым законодательством Российской Федерации образует самостоятельный состав административного правонарушения, по каждому работнику, рабочее место которого без специальной оценки условий труда.